Как работают очистные сооружения на автомойках?
Содержание
Современные автоматические мойки приобретают все большую популярность. Клиенты все чаще предпочитают самообслуживание, которое экономит не только время, но и денежные средства. Поэтому бизнес такого рода сейчас «идет в гору». Соответственно, востребованность приобретают и очистные сооружения, которые в обязательном порядке используются на автоматических мойках. А вот зачем они нужны, какую степень эффективности демонстрируют мы и поговорим в обзоре. А также узнаем, как работают очистные сооружения.
Зачем нужны очистные сооружения на автомойках
Необходимость этого оборудования обусловлена двумя основными причинами. Первая – закон. Текущие санитарные нормы не позволяют просто сливать отработанную на автоматической мойке воду непосредственно в канализацию. Поскольку в ней содержится слишком высокий процент различных вредных загрязнений. А конкретнее:
- Загрязнения механического типа. Это в первую очередь песок и другие мелкофракционные материалы, остатки земли, различный каменный и даже металлический мусор.
- Моющие средства. Для глубокой очистки кузова зачастую используются специализированные агрессивные чистящие средства. Тот же автомобильный шампунь нельзя назвать безопасным средством, поскольку более мягкий состав просто не справился бы с глубокими загрязнениями.
- Горюче-смазочные материалы. А они неминуемо попадают в воду при нормальной мойке автомобиля.
Ввиду этого санитарными нормами строго предписывается очищать воду перед тем, как слить ее непосредственно в канализацию. Но, на самом деле, с этой задачей справится и отстойник. Его еще называют системой предварительной фильтрации. Она в принципе способна привести воду к тому состоянию, что ее уже будет можно отправить в канализацию, критерии тут не слишком высокие.
Но есть и второй момент – сугубо экономический. Если всю подаваемую из линии водоснабжения воду, используемую для мытья автомашин, сразу после очистки сливать в канализацию – это будет крайне невыгодно. И даже популярная автомойка с завышенными по рынку ценами будет в лучшем случае «выходить в ноль». Вторая часть комплекса, система доочистки, которая и подразумевается под «очистными сооружениями», как раз и предназначается для глубокого очищения воды. И после этого ее можно использовать повторно, что в значительной мере экономит счета за использованную воду. И в принципе служит одним из основных элементов бизнес-плана, позволяющих проектировать выгодное предприятие в сфере услуг автомоек.
Как рассчитать требуемый объем воды
Это сугубо индивидуальный параметр для каждой отдельной автомойки. Ведь он опирается на несколько факторов, которые уникальны для каждой автомойки.
- Количество постов. То есть мест, где будет проводиться непосредственно мойка машины. Причем один пост может быть как индивидуальным боксом, под одну машину, так и совмещенным.
- Расчетное количество клиентов. То есть, нагрузка. Необходимо хотя бы в общих чертах рассчитать потенциальный спрос. А также пиковые часы загрузки.
- Часы работы. Будет ли прием клиентов круглосуточным или нет.
- Средний расход на один автомобиль. Тут есть два варианта расчета. Либо использовать усредненный параметр, который зачастую устанавливается на отметке 150 литров. Либо высчитывать расход исходя из параметров аппаратов высокого давления. Все зависит от конкретной модели и бренда. Расход с одного поста может колебаться в пределах от 100 до 300 литров.
Зная потенциальный требуемый объем воды, вы сможете точнее понять, какие именно очистные сооружения вам понадобятся, и заказать их заблаговременно.
Принцип работы очистных сооружений на автомойках
Теперь перейдем непосредственно к алгоритму работы этой системы. Ее основная задача – обеспечить рециркуляцию воды. То есть, это единый комплекс, который работает взаимосвязано. И условно его принято разделять на две части.
Первая – это отстойник или используется шламосборник. Он необходим для избавления от первичных загрязнений, примесей и механических частиц. И в принципе, после его работы воду уже можно сливать в канализацию, но нельзя применять повторно – это уже задача второго этапа.
Первый же этап строится по такому алгоритму:
- Автомобиль очищается на посте с помощью аппарата высокого давления или даже обычной мойки, не принципиально.
- Вся используемая вода планомерно стекает по полу, который имеет небольшой уклон, и попадает в отстойник через приямок или песколовку. Наличие песколовки позволит еще на старте отделять крупные дисперсии песка от основного потока воды. Но это не единственный способ. Ведь фактически после этого вода попадает в резервуары, которые имеют несколько функций. Это грязеотстойник, который позволяет отделить любой механический мусор или загрязнения от воды. Они просто оседают на дне. А выход для воды устанавливается значительно выше дна. Поэтому, когда емкость переполняется, вода выходит наружу, а вот дисперсии загрязнений остаются на дне.
- Вода попадает в маслоотстойник. Тут принцип обратный. Масла, нефтепродукты, химические моющие средства, как автошампунь, напротив, остаются на поверхности. Да и мелкие легкие загрязнения тоже. А выход из этого резервуара располагается низко, но при этом не на самом дне.
- Вода попадает в водозаборный резервуар. Именно тут она отстаивается, если это предусмотрено системой, и отправляется на стадию доочистки.
Проблема всей этой схемы в том, что она крупногабаритная. То есть, подразумевает серьезные емкости, зачастую размещающие в подвальных помещениях. И рядовая автомойка просто не может себе позволить установить полноценный отстойник. Хотя, с точки зрения очистки – это, конечно, эффективно. Но есть и второй вариант – малогабаритные очистные сооружения. Они работают чуть по иным принципам. И вместо того, чтобы просто совершать доочистку, они проводят практически полную очистку.
В этом случае нам понадобится только песколовка, которая будет еще на входе отсеивать крупные фракции песка и иного мусора. А дальше уже наши очистные сооружения самостоятельно проведут очистку. Избавятся от масел, остатков нефтепродуктов, чистящих веществ и иного. В этом случае наш цикл сводится к следующим этапам:
- Автомобиль очищается его владельцем.
- Вода также стекает в приямок в центре поста.
- На входе песколовка или шламосборник очищает от крупного мусора, пропускает дальше лишь мелкие загрязнения.
- Далее вода попадает не в резервуары отстойника, а непосредственно выкачивается грязевым насосом и подается в очистные сооружения.
- Они проводят обработку, вода снова запускается в цикл.
Схема становится намного быстрее и проще. И что главное, занимается намного меньше пространства. А это принципиально важный момент. Ведь точки автомоек необходимо располагать в местах с высоким автомобильным трафиком, там, где автомобилистам будет удобно постоянно посещать автомойку. А такие места объединяются одним фактором – высокой стоимостью аренды. И чем больше здание, тем выше аренда. А значит, современные малогабаритные очистные сооружения позволяют экономить сразу на двух аспектах: на используемой воде, повторно направляя ее в оборот и на аренде помещения. С такой мойкой не придется подбирать габаритное здание или жертвовать постами самообслуживания для размещения полноценных отстойников.